21-09-2019 03:17

КоАП 25. 1: Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, действующая редакция, изменения, дополнения и комментарии

Для того чтобы разобраться с сутью статьи 25.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, необходимо вникнуть в содержание составляющих эту статью пунктов. Что предусматривает данная статья? Какие существуют особенности? Есть ли подводные камни?

Содержание действующей редакции

Руки в наручниках

В начале анализа статьи Кодекса необходимо определиться с субъектом правоотношения. Именно по отношению к ним осуществляется применение норм данной статьи. Такими субъектами являются лица, по отношению к которым осуществляется производство по административному делу.

Глава 20 КоАП РФ. Статья 20.1. Мелкое хулиганство: анализ, комментарии, проблемы примененияВам будет интересно:Глава 20 КоАП РФ. Статья 20.1. Мелкое хулиганство: анализ, комментарии, проблемы применения

Далее по тексту законодатель в первом пункте статьи начинает обозначение правового статуса субъекта. Согласно первой части данной статьи, субъект имеет право быть осведомленным о материалах дела, давать собственные комментарии, предоставлять доказательства. Также субъект имеет право на законного представителя в лице адвоката-защитника, имеет право заявлять ходатайства и отводы.

Во второй части статьи 25.1 КоАП устанавливается порядок рассмотрения административного дела. Так, дело должно быть рассмотрено с участием лица, в отношении которого оно ведется (кроме ряда исключений, предусмотренных законодательством).

Кровать в камере

Госпошлина за регистрацию ИП: квитанцияВам будет интересно:Госпошлина за регистрацию ИП: квитанция

В третьей части законодатель обозначает права того лица, которое уполномочено вести дело в рамках административного производства. Таким лицом может быть судья, орган или другое должностное лицо. Следует отметить, что если административное нарушение предусматривает выдворение субъекта за пределы Российской Федерации, то присутствие такого субъекта при рассмотрении дела обязательно.

В четвертой части статьи 25.1 КоАП законодатель указывает на особенность рассмотрения дела с участием несовершеннолетнего гражданина. Согласно нормам данной части, законом допускается удаление лица, не достигшего восемнадцатилетнего возраста, на период рассмотрения таких обстоятельств, которые могли бы нанести вред несовершеннолетнему лицу.

Сравнение с предыдущими редакциями

Наручники и ключи

В новой редакции рассматриваемая нами статья имеет ряд прогрессивных нововведений. Например, в КоАП РСФСР лицо, в отношении которого ведется производство, заведомо называлось нарушителем, в то время как сейчас это положение отсутствует с целью соблюдения презумпции невиновности. Кроме того, в предыдущих редакциях, в отличие от новой, прямо указывалось право обжалования, на которое могло претендовать подозреваемое лицо.

Глава 23 КоАП РФ. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушенияхВам будет интересно:Глава 23 КоАП РФ. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях

Также в предыдущих редакциях статьи 25.1 КоАП был упомянут тот факт, что в случае уклонения лица от явки на процесс рассмотрения административного дела, лицо может быть подвергнуто принудительному приводу, который осуществляли правоохранительные органы (тогда еще милиция). Список обстоятельств, при которых явка тогда была обязательна, был существенно больше, чем в настоящий момент.

Комментарии к данной статье Кодекса

Колючая проволока

При анализе норм ст. 25 КоАП следует обратить первостепенное внимание на тот факт, что, согласно первой части статьи 49 главного закона нашей страны - Конституции Российской Федерации, где обозначается презумпция невиновности, каждый считается невиновным, пока факт его виновности не будет доказан в результате судебного разбирательства. Данная норма конституционного права распространяется и на административные правонарушения.

Другой особенностью будет являться тот факт, что ответственности за административные правонарушения будут подлежать не только физические, но и юридические лица.

К вопросу административно-правового статуса лица, привлекаемого к административной ответственности

Что такое административно-правовой статус, который неразрывно связан с содержанием 25.1 КоАП? Для чего необходимо понимать его правовую природу?

Административно-правовым статусом называют установленную законом сумму прав и обязанностей. Туда же относятся гарантии их реализации, которые обеспечивают непосредственное участие субъекта в правоотношении. Эти гарантии складываются между органами, уполномоченными привлекать к административной ответственности.

Обстоятельства, возникающие в связи с особенностью лица, в отношении которого ведется производство

Человечек с грузом

Немаловажным аспектом является и тот факт, что если лицо, в отношении которого ведется административное производство по ст. 25 КоАП РФ, не владеет русским языком или имеет ограниченные возможности (является глухим и немым), то такому лицу государство обязано предоставить переводчика или же специалиста в области сурдоперевода.

В случае с несовершеннолетними гражданами участие в деле за них могут осуществлять их законные представители с целью охраны психического здоровья самих несовершеннолетних.

Несмотря на тот факт, что в части четвертой статьи 25.6 Кодекса указывается обязанность во время опроса несовершеннолетнего свидетеля привлекать педагога либо психолога, законодатель, тем не менее, в полной мере не раскрывает их процессуальный статус, а также оставляет за пределами своего внимания правовые гарантии прочих несовершеннолетних участников производства по делу об административном правонарушении.

Процессуальные права привлекаемого к административной ответственности лица

Прреступник в наручниках

Важно отметить и тот факт, что лицо, в отношении которого ведется административное производство, имеет определенные процессуальные права при составлении протокола об административном правонарушении. Неотъемлемым правом привлекаемого лица является право давать объяснения. Также лицо имеет право отказаться от дачи показаний.

При даче показаний лицо имеет право давать разъяснения по любым вопросам, в том числе обосновывать причину своих действий, побудившие на совершение проступка обстоятельства, сложившиеся условия; давать характеристики потерпевшей стороне и свидетелям. Лицо может приглашать специалистов, настаивать на проведении экспертизы и подавать вопросы для разрешения экспертов.

Немаловажным является и то обстоятельство, что субъект имеет право пользоваться услугами защитника (не только адвоката, но и любого другого лица, что указано в 25-й статье, части 1) при рассмотрении дела. Роль защитника начинается непосредственно с начала возбуждения административного дела.

Также, несмотря на то что в данной статье Кодекса отсутствует какое-либо указание на возможность обжалования решения должностного лица или органа, это право вытекает из положений статей 45-46 Конституции Российской Федерации.

Рассмотрение дела об административном нарушении при отсутствии субъекта правонарушения

Рассмотрение административного дела по ч. 1 ст. 25 КоАП РФ в отсутствие лица допускается лишь в таких случаях:

  • Если проступок (административное нарушение) был выявлен в области регулирования соблюдения правил дорожного движения и зафиксирован функционирующими в авторежиме специализированными техническими средствами.
  • Если субъект извещен о месте и времени рассмотрения административного дела, однако от него не поступило ходатайство об отложении по его просьбе рассмотрения дела, или же это ходатайство было оставлено без удовлетворения.

Проблемы, связанные с применением данной статьи КоАП

Кусок колючей проволоки

Проблемы применения данной статьи Кодекса связаны с размытостью формулировок и недостаточной их регламентированностью. Все еще остается множество белых пятен, которые позволяют обходить закон в вопросе применения ч. 1 ст. 25.

Основная проблема, связанная с применением данной статьи Кодекса, заключается в том, что, согласно Конституции России, Российская Федерация является правовым государством, а следовательно, обязана неукоснительно соблюдать права и свободы человека и гражданина. Тем не менее на практике правоохранительные органы зачастую пренебрегают этим. Подобное "пренебрежение" является пугающе часто распространенным явлением, которое влечет целый ряд негативных последствий.

Данная проблема вытекает из природы взаимоотношений человека и гражданина с одной стороны и государства с другой. По отношению к государству человек обладает определенным административно-правовым статусом. Причем в юридической доктрине выделяются не только общие, но еще и специальные статусы.

Наиболее нарушаемым правом со стороны государства (при применении КоАП РФ статьи 25) является нарушение права на защиту. Это происходит в результате нарушения процессуальных прав привлекаемых лиц. Такую неутешительную статистику показывают судебные и административные прецеденты. Нарушение лишь одного процессуального права влечет за собой нарушение ряда других, вплоть до фундаментальных и основополагающих принципов административного правосудия.

Другая проблема применения норм данной статьи вытекает из привлечения иностранных граждан к административной ответственности. Известно, что наряду с другими административными взысканиям к иностранным гражданам может быть применено административное выдворение. Тем не менее на практике привлечь иностранные субъекты к административной ответственности довольно трудно, так как головные офисы иностранных компаний находятся в другой стране, а в России функционирует лишь представительство.

Вывод

Нельзя не согласиться и с таким утверждением, что для привлечения к ответственности лицо, будь оно физическое или юридическое, должно обладать административной деликтоспособностью. Но, тем не менее, остаются вопросы по границе административной деликтоспобности. КоАП РФ 25.1 также не дает ясности по поводу административного регулирования на территориях с совместным экономическим регулированием (например, исключительная экономическая зона).

Таким образом, мы видим, что зачастую разрешение пробелов законодательства возлагается на должностных лиц, которые ведут административные дела, что и приводит к злоупотреблениям с их стороны.

Источники: realconsult.ru