В современной юридической практике встречается довольно большое число правонарушений, составы которых предусматриваются содержанием КоАП РФ. Рассмотрим далее более детально перечень тех субъектов, которые имеют полное право на ведение их расследования, а также некоторые особенности их действия в этой сфере.
Общий перечень
Важно отметить, что полный перечень тех субъектов, которые обладают возможностью ведения расследования в области административных правонарушений, представлен в содержании главы 23 КоАП РФ. На основании сведений, изложенных в ней, к числу указанной группы органов относятся:
- Суды.
- Полиция.
- Комиссии, созданные для защиты прав несовершеннолетних лиц.
- Пограничные службы.
- Таможенные органы.
- Военные комиссариаты.
- Налоговые органы.
- Структурные подразделения уголовно-исполнительной системы.
- Органы, ведущие надзор за надлежащим соблюдением трудового законодательства.
- Организации, осуществляющие эпидемиологический и санитарный надзор.
- Учреждения, ведущие надзор за использованием земельных ресурсов и в области экологии.
- Антимонопольные органы и их отдельные структурные подразделения.
- Структурные подразделения военной полиции.
- Органы исполнительной власти, обозначенные в отдельных субъектах государства.
- ВАИ.
- Органы, ведущие надзор в области осуществления валютных операций.
Вам будет интересно:Госпошлина за регистрацию ИП: квитанция
Вам будет интересно:Глава 20 КоАП РФ. Статья 20.1. Мелкое хулиганство: анализ, комментарии, проблемы применения
Важно отметить, что каждая из указанных структур имеет право на рассмотрение дел, отнесенных к их личной компетенции. Поговорим далее об особенностях их деятельности.
Суды
Суды различных инстанций — это тот орган, в компетенцию которого входит наибольшее число дел. Производство по ним ведется в форме административного расследования. Кроме этого, в компетенцию судов входит ведение расследований по делам в отношении:
- выдворения за пределы РФ;
- дисквалификации должностных лиц;
- административного приостановления.
На основании ст. 23.1 судьи имеют право на ведение расследования только тех дел, которые были возбуждены другими органами. По большей части их компетенция сводится к детальному изучению предоставленных материалов, а также принятию справедливых решений относительно привлечения виновных лиц к определенному наказанию или освобождению от такового невиновных.
Комиссии по делам несовершеннолетних лиц
Вам будет интересно:КоАП 25. 1: Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, действующая редакция, изменения, дополнения и комментарии
Указанные государственные органы имеют право заниматься расследованием дел об административных правонарушениях, которые совершены в отношении несовершеннолетних лиц. Важно отметить, что указанные органы также ведут активную деятельность по защите прав несовершеннолетних лиц.
В особенности стоит обратить собственное внимание на то, что обозначенные учреждения имеют право вести расследования административных правонарушений, связанных с безбилетным проездом несовершеннолетних лиц на разных видах платного общественного транспорта, однако это возможно лишь в том случае, если такое дело поступило в комиссию от другого должностного лица или государственного органа.
Органы полиции
Говоря о судьях, органах и должностных лицах, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, непременно стоит сделать акцент на том, что расследования по всем указанным в содержании КоАП деяниям ведутся органами полиции. К ведению этой структуры относится расследование всех деяний, совершенных в общественных местах.
Кто из органов полиции занимается непосредственным ведением расследований? Такая обязанность в первую очередь возлагается на:
- начальников управлений территориального типа;
- начальников отделов линейного типа;
- руководителей дежурных смен;
- руководящих сотрудников транспортной полиции (исключительно в отношении правонарушений, суть которых состоит в посягательстве на безопасность дорожного движения);
- сотрудников государственных инспекций, имеющих высокие служебные звания;
- старших инспекторов государственных служб полиции;
- участковых уполномоченных;
- руководителей территориальных аппаратов миграционных служб;
- руководителей аппаратов, ведущих дела по контролю над оборотом наркотиков и психотропных веществ.
Важно отметить, что все перечисленные должностные лица имеют полное право не только вести расследования по факту совершения определенных деяний, но еще и назначать виновным лицам соразмерные и справедливые наказания, а также налагать штрафы, выраженные в денежной форме (при условии, если их сумма не превышает 5000 рублей).
Пограничные и таможенные органы
Важно отметить, что рассмотрение многих правонарушений возлагается на службы, следящие за соблюдением таможенного режима.
Что касается таможенников, то специалисты такого рода, имеющие достаточный уровень профессиональных навыков, имеют право вести расследования в отношении тех дел, которые касаются нарушений в области перевозки товаров через границу РФ на разных видах транспорта. Рассмотрением дел в таможенных структурах занимаются не только начальники служб и руководители обособленных подразделений, но еще и их заместители, а также руководители отдельных постов.
Как отмечается в статье 23.10, пограничные органы также имеют право в области своей компетенции, возложенной на них законодательством, заниматься проведением расследований деяний, совершенных в сфере нарушения безопасности границ государства на всех фронтах. Кроме этого, в круг их компетенции включается ведение расследований в области нарушения безопасности окружающей среды, а также животного мира.
Налоговые органы
Говоря об особенностях налоговых органов, важно отметить то, что они имеют право на возбуждение и расследование тех дел, что касаются несоблюдения налогового режима, установленного в государстве.
Что касается лиц, ведущих расследования, то к ряду таковых относятся не только руководители отдельных подразделений структуры, но также их заместители и уполномоченные на то инспекторы. Важно отметить, что в ряд полномочий указанных должностных лиц входит не только возбуждение административных дел по факту совершения деяний определенного типа, но еще и привлечение виновных лиц к определенному наказанию, предусмотренному законом.
Военные комиссариаты
Военные комиссариаты — это отдельная структура органов, ведущих расследования административных дел, связанных с неисполнением военно-мобилизационных обязанностей, а также сознательным уклонением от несения таковой или непредоставлением информации относительно лиц призывного возраста, — именно так указано в главе 23 КоАП РФ.
Важно отметить, что по указанному перечню правонарушений должностные лица военных комиссариатов имеют право не только возбуждать дела и вести их расследование, но еще и определять степень виновности конкретных лиц, а также назначать соразмерные наказания для них.
Кто в структуре военных комиссариатов имеет право на ведение расследований по делам об административных правонарушений? К числу таковых относятся начальники отделов, а также иных подразделений. Кроме того, этим занимаются военные комиссары. Все решения, принятые по расследованным делам, выносятся от имени комиссариатов.
Антимонопольные органы
Антимонопольные органы — это еще одна структура государственных образований, один из видов деятельности которых состоит в возбуждении и расследовании административных дел специализированной направленности, в рамках которых было произведено нарушение процедуры проведения торгов и других норм законодательства, регламентирующего ведение честного бизнеса.
Ст. 23.48, содержащейся в главе 23 КоАП РФ, указано, что рассмотрением указанным выше дел в антимонопольных службах имеют право заниматься руководители отдельных территориальных подразделений, а также их заместители, управляющие всей системой антимонопольной службы в РФ, а также те лица, которые занимаются руководством обособленных структур.
Органы, ведущие надзор в области оборота валюты
В главе 23 КоАП РФ (с последними изменениями) говорится о том, что в российской системе исполнительных органов имеются отдельные подразделения, ведущие деятельность в области валютного контроля. На них возлагается задача возбуждения и расследования дел касательно нарушения валютного законодательства.
Полномочия по расследованию указанных дел возлагаются на руководителей федерального органа, а также его территориальных подразделений на местах. Кроме этого, такая возможность имеется у заместителей указанных выше лиц.
Стоит отметить, что указанные сотрудники имеют возможность лишь возбуждать административные дела по указанным выше поводам, а также производить следственные действия по ним. Что касается определения наказания для виновных лиц, то этим занимаются другие органы (полиция и суд).